?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тут речь пойдёт не о президенте РФ, а о просчёте начальника штаба Двинского военного округа, Медведева Александра Ивановича, спланировавшего и проведшего всю эту злосчастную мемельскую операцию.

Известно, что Мемель во время боёв практически не пострадал. Хотя русские войска поначалу его тоже обстреливали из артиллерии. С обеих сторон, немецкой и русской, в боях за портовый город было задействовано около 20 000 человек, что равнялось в то время количеству горожан самого Мемеля, если не брать в расчёт пригороды. Такая масса народу и.....всё что пострадало, так это только усадьба Альтхоф, да привокзальная водонапорная башня с бакеном в Боммельвитте, которые были взорваны бравыми моряками из подрывных партий Белли и Никулина. (Разграбленные и сожженные деревни Мемельского округа не в счёт, они, в основном, пострадали не во время боёв.)


А теперь давайте посмотрим на лунные пейзажи Таурогена.






Как вы сами видите приграничный российский городок был почти стёрт с лица земли в ходе произошедших там боёв. Я всё никак не мог понять почему, ведь там, и там, действовали почти те же самые войска. Как оказалось в дальнейшем это "почти" и оказалось той самой причиной такой огромной разницы в разрушениях.
В рапорте генерала-майора Бобровского, который с 15(28) марта по 30 апреля (12 мая)занимался обороной Балтийского побережья, есть следующие интересные строчки:

"При назначении меня начальником охраны балтийского побережья от Виндавы до Полангена, 12 марта, в распоряжение мое были назначены две дружины №163 и 166, морской батальон в составе 2-ух рот*) и сотня пограничной стражи......
Я ходатайствовал об усилении моего отряда и последовательно получил на подкрепление: 3 поршневых орудия - 7-ой ополченской батареи, 168-ю и 383-ю дружины /3 роты/, 43-ю Донскую сотню и 7-ю ополченскую сотню.

ТЕПЕРЬ ЧИТАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО!!!
Имея ввиду, что отряд мой был составлен из крайне неблагоприятного состава ополченцев, на 4/5 из людей старше 31 года, так как из этих дружин перед тем было выбрано генералом Апухтиным по 500 человек лучших людей (молодых и вологодских охотников) и остались лишь старые, плохо обученные, в большинстве не проходившие курса стрельбы на доукомплектование которых из 7-ой и 16-ой ополченских бригад ген.Апухтиным были присланы все признанные негодными ополченцы, я приказал вести усиленные занятия и пройти курс стрельбы.
Дружины были вооружены берданками, к которым ополченцы относились с малым доверием, ввиду плохих качеств патронов, а также ввиду того, что почти все проходившие курс стрельбы до призыва, проходили его из 3-х линейных винтовок.


Обратите внимание на состав его отряда, он весь практически состоит из частей уже принимавших участие в набеге на Мемель. И вот на тебе - ген-май. Бобровскому приходится опять обучать стрелять и учить тактике боя личный состав этих подразделений.
Вот они последствия "и так сойдёт".
Вот и сошло, благодаря неумелому вливанию Медведевым такого громадного количества этого вооруженного сброда в отряды Потапова и Степанова, а также селекционному отбору Апухтиным "лучших из худших", вся мемельская операция и закончилась ничем. Когда эрзац-бригада Эзебека начала штурмовать Мемель, все эти ополченцы попросту не стали воевать, взяли себе и ушли из города, бросив свои арьергарды погибать. Итог уже давным-давно известен и даже "стопятцот" раз забыт. Дойдя почти без боёв до государственной границы "абтайлунги" Эзебека и 6-кав. дивизии были переброшены к Таурогену, где в грязи и боях с местным ландштурмом завязли подразделения отряда ген. Апухтина. Но если мемельские "набежанцы" воевать не захотели, то апухтинцы себя проявили с достойной стороны. Да, они тоже проиграли, но проиграли воюя, что значит - достойно.
Вот поэтому на одних фотографиях стоит почти нетронутый войной Мемель, а на других трижды уничтоженный Тауроген.



*) Речь идёт о батальоне Пекарского, который "совершенно не ознакомленный с пехотным боем, а главное - недисциплинированный и распущенный" каким-то чудесным образом вдруг научился воевать.
В рапорте Бобровского нигде нет упоминаний о том, что моряки где то "недовоевали" по уже выше-приведенной причине из книги Лемке. Я читал дневник 2-ой роты этого батальона, которая воевала в районе Полангена уже после мартовских событий, судя по тому что там написано - добрый десяток деревянных крестов в "Роще Гинденбурга" появился как раз в результате действий "штрафованных и списанных моряков" Отдельного морского батальона 1-го Флотского экипажа.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
gedas
Sep. 16th, 2010 08:10 pm (UTC)
Насколько помню, мне создалось впечатление, что город был уничтожен не то чтобы во время боев (во время которых тоже значительно пострадал) но уже после, вполне сознательно, немцами.
Видимо из чуства мести за Мемель.
Похожие картины также были и после боев за Шавли - хотя там история немножко другая.
question1945
Sep. 16th, 2010 08:25 pm (UTC)
Хорошо, почему тогда те же самые немцы вполне сознательно в качестве мести не разрушили Поланген, Кротинген, Горжды?
gedas
Sep. 16th, 2010 08:44 pm (UTC)
Незнаю, а что там были именно те же самые части?
У меня лишь сведения (насколько помню - воспмонинани местных) что во время последних боев город подожжен именно уже после того, когда был занят. И унижтожен сознательно - все построение, оставшийся целыми после боев якобы уничтожены поджигательными снарядами.
question1945
Sep. 16th, 2010 09:10 pm (UTC)
а что там были именно те же самые части?

Да, конечно, а кто там ещё мог быть?

Русский Кротинген - это красиво расположенный маленький город, в котором в мирное время жило 4 000 жителей,в большинстве евреи. Дома в основном построены из дерева. Ни один дом не был разрушен, ни один склад не был ограблен, потому что немецкой армии чужды азиатские привычки, и она не нуждается даже в военных времена в цепях и шлагбаумах чтобы знать где проходит граница.

Оригинальный текст из Свена Гедина "На Восток"

Russisch Krottingen ist eine hübsch gelegene kleine Stadt, die in Friedenszeiten 4000 Einwohner hat, zum größen teil Juden. Die meisten Häuser sind aus Holz. Kein einziges Haus war zerstört, kein Laden geplündert, denn der deutschen Armee sind asiatische Gewohnheiten fremd, und sie braucht auch in Kriegszeiten keine Schlagbäume und Ketten, um zu wissen, wo die Grenze ist.
gedas
Sep. 17th, 2010 08:15 am (UTC)
сложно сказать почему мстили именно в одном месте, а вдругом нет - может как раз и за накала боев и понесенных потерь, или по каким нибудь еще глубоким стратегическим причинам.
Как бы там небыло, судя по описанию боев - там все таки небыло "Сталинграда" который буквально город стер с земли. Кстати немцы методично поджигали строение во время боевых действий - например, чтобы лишить укрытия - по всей Литве. Бывали случаи, когда сами крестьне брали винтовки в руки и пытались отбиватся от команд поджигателей.
По Таурагем насколько помню (сейчас в отпуске, нету материала под рукопй) во время второго сражения немцы спалили предместье, а во время боев пострадало лишь несколько боле видных респектабельных строений - таможня, вокзал, что там еще.
Во всяком случае я несомневаюсь что в случае Тауроги имело место сознательное разрушение города. В Шавли, напримр, немцы просто нестали тушить во время боев вспыхнувшего пожара, хотя город был в их руках - так что прямых действий поджигания как бы и небыло. В Тауроге же, есть свидетельства разрушения оставшихся строений из орудий уже после боев.
question1945
Sep. 17th, 2010 10:28 am (UTC)
1) Всё таки мне непонятно почему тогда они тогда полностью не разрушили комплекс зданий таможни и стоявшую рядом с мостом церковь?
2) Поделитесь, пожалуйста, описанием боёв. А то пока кроме как германского официоза по этому поводу я больше ничего не читал.
gedas
Sep. 19th, 2010 10:24 pm (UTC)
Я думаю из за того, что самим надо было куда то вселится.

Насчет боев у меня довольно поверхностные сведения, основанные более на воспоминаниях местных, из книги по истории Таурагского края (Tauragės kraštas: istorija, kultūra, meno paminklai. Vilnius, 2007).

-Там, например пишет, чтпо первый раз Таурогген немцы (небольшой птряд кавалерии) взяли еще в 1914 19 сентября, но уже на другой день ущли, уводя с собой заложников.
-Второй раз город атаковали в 14-17 октября, но русские город отстояли.
-Третья битва разгорелось в 1915 17 февраля, к вечеру русские отступили, от огня артилерии сгорели склады таможни, пострадало церковь, военная больница. Немцы за несколько дней возле городоа установили линию укрепелений, окопы, спалили предьместья.
-Вновь Тауроген русские заняли во время мартовского набега на Мемель. Немцы Тауроген вновь атаковали 27 марта и заняли 29-ого. А потом, посля занятия, подожгли город, стреляя по строениям поджигательными снарядами (я как то сомневаюсь что поджигали именно так, непрактично). Сгорел весь город, осталось лишь церковь и еще несколько строений. Жители покинули городо - если в 1897 там жило 6000 жителей, то в 1916 сосчитали лишь 50...
question1945
Sep. 20th, 2010 05:37 pm (UTC)
1)По моим данным Тауроген был взят первый раз примерно 19-20 сентября и точно 21 сентября ими оставлен. Если не ошибаюсь это были части 9-ой ландверной бригады.
2) По боям 14-17 октября информации нет
3) В сводке Двинского ВО от 6(19) февраля говорится, что "5(18) февраля отряд Апухтина перешел на левый берег Юры, проходя Тауроген под огнем тяжелой артиллерии."
и в конце добавлено
"Сегодня Тауроген занят противником"

Кстати, именно тут у немцев появляется следующая информация
по расстрелу своей артиллерией какой-то усадьбы:

"Im Februar 1915 wurden die Kirchspiele nördlich der Memel befreit, wobei unsere Truppen bis Tauroggen vordrangen. Das schöne Schreitlaugker Herrenhaus wurde bei dieser Gelegenheit durch deutsche Artillerie zerschossen"

"В феврале 1915 епархия освобождалась к северу от реки Мемель (der Memel), причем наши подразделения дошли до Таурогена. Прекрасный Schreitlaugker господский дом расстреливался при этом случае немецкой артиллерией"

Schreitlaugker - то ли местность какая-то, то ли просто незнакомое мне слово (я словарь дома забыл)

4) По мартовским событиям уже тут писалось.
gedas
Sep. 20th, 2010 09:41 pm (UTC)
>Прекрасный Schreitlaugker<

По моему это Šereitlaukis:
http://lt.wikipedia.org/wiki/%C5%A0ereitlaukis

А немецкие данные вы какие про эти бои смотрите - Amtliche Kriegs-Depeschen смотрели?
question1945
Sep. 21st, 2010 06:39 am (UTC)
Amtliche Kriegs-Depeschen смотрели?

Это которые на stahlgewitter лежат?
Я про них уже и забыл. Надо будет посмотреть их опять.

Про бои у Таурогена у меня два источника
1) "Поля сражений в Восточной Пруссии", сборник воспоминаний написанный офицерами 1-го армейского корпуса.
Я когда делал выписки об операции в Мемеле заодно и про Тауроген посмотрел.
2) Про Schreitlaugker это или Курчатовский "Дас Мемельланд" или совместная работа Зембрицкого и Биттенса "История Гейдекругского округа"

Но это всё "детский сад" по сравнению со сводками Двинского В.О., они составлялись на базе сводок Попова, начштаба Х-ой армии, вот это кладезь неисчислимых богатств!
Ежедневный полный расклад своих частей и разведданных по противнику + сводка Медведева по Риго-Шавлинской группе.
Но чтобы сделать с них копии, тут нужно искать олигарха.
Копия одного листа стоит 6 литов. Один месяц сводок - 360 лт.
gedas
Sep. 21st, 2010 10:01 am (UTC)
Да, эти.

А "Поля сражений.." Вы где нашли, если не секрет?

Нсчет сводок Двинского В.О. в принципе можно скинутся, если интересы по месяцам спвпадет - хотя да, цены кусается..
question1945
Sep. 22nd, 2010 07:16 am (UTC)
"Поля сражений.."
Можно попросить чтобы отсканировали, но для этого мне нужно вот это
http://question1945.livejournal.com/36930.html


gedas
Sep. 22nd, 2010 07:29 am (UTC)
все еще нужно? Тогда попробую организовать в ближайщее время, когда с работой для библиотеки управлюс.
question1945
Sep. 22nd, 2010 07:42 am (UTC)
Да, пока ещё нужно.
Главное чтобы скан или фотографии были читабельны.
gedas
Sep. 22nd, 2010 07:49 am (UTC)
Посмотрим - насколько помню, Вильнюсская библиотека в этом плане ничем нелучше, но если разрешит расшить подшивку, тогда все хорощо.
gedas
Sep. 21st, 2010 10:13 am (UTC)
Я вот на эту книжку все посматриваю:

Regimentsgeschichte des Reserve-Infanterie-Regiments Nr. 258
- Die Winterschlacht in Masuren und die kämpfe am Njemen und Omulew
- Schaulen und die Dubissa
- Kämpfe der Bataillone im Juni 1915
- Die Schlacht vor Dünaburg

..но 40 евров просит.. пока нерешился.
question1945
Sep. 22nd, 2010 07:39 am (UTC)
Regimentsgeschichte des Reserve-Infanterie-Regiments Nr. 258

Ого, 78-я резервная дивизия.
Я бы взял если это окончательная цена.

Сам ищу полковые истории

23 Landsturm-Inf-Reg
380 Inf-Reg
381 Inf-Reg
94 Cavalry shützen Reg
235 F.A.-Reg

Если кого интересует могу на обмен поискать истории британских "региментов"

gedas
Sep. 22nd, 2010 07:47 am (UTC)
аукцион на ebay для этой книжки кончился, я вчера написал продавцу личное сообщение, просил копию книги за половину цены. Пока неответил.
question1945
Sep. 22nd, 2010 07:54 am (UTC)
Ясно, могу пожелать только удачи.
В магазинах она лежит по 50 евро без пересылки.
gedas
Sep. 22nd, 2010 08:14 am (UTC)
Ясно, видимо надо будеть пересмотреть предложение - попробую взять оригинал, если продавец отзавется.
А там уж поделимся между собой, я думаю.
question1945
Dec. 6th, 2010 10:40 pm (UTC)
Нашелся интересный документ по Таурогену о бое 22 сентября (4 ноября) 1914 года:

Летопись войны 1914-15гг. Официальный отдел. 1915г.,№36, стр72
Из раздела о награждении Георгиевским оружием

72) Подполковнику Георгий Шмиту, за то, что 22 сентября 1914 года при взятии Таурогена, командуя двумя спешенными эскадронами, произвел смелую атаку, довел свои части до штыкового удара, причем, хотя был ранен в руку, не покинул строя.

У Гребенщикова об этом бое на стр.94
gedas
Dec. 6th, 2010 11:58 pm (UTC)
Спасибо, мозайка по немножку складывается, у меня как раз было упоминание про это бой местных жителей - по их словам Тауроген был занят 19-ого сентября, около 500 немецких всадников. Которые, якобы уже на 20-ого сентября ушли, уводя с собой заложников.

Как видно, не так уж и ушли, пришлось штыками выбивать.
question1945
Sep. 17th, 2010 08:05 am (UTC)
После того как был взят Мемель и приграничные районы, батальоны "Эрзац-бригады Эзебек", которая с 18 февраля 1915 г. прикрывала этот район от Ширвинд до Балтийского моря и срочно перекидываемой в этот район части 6-ой кав. дивизии были перевезены поездами к Лаксаурген, где русских сдерживали ландштурмисты "Абтайлунг Тильзит" под командованием оберста Хоффманна.
Даже в официальной немецкой сводке, где рассказывается о боях в районе Таурогена есть упоминание о том что там действовали части, бравшие Мемель:

В этот час и началась атака под руководством майора фон Нусбаума, который уже отличился так блистательно у Мемеля и чей великолепный батальон встал во главе ландвернных и ландштурменных батальонов. Германские войска форсировав замёрзшую реку, взяли штурмом вражеские траншеи и захватили город Тауроген.
( 23 comments — Leave a comment )